В Узбекистане 95,8 % шестилетних детей занимаются в подготовительных группах к школе
Реализация в Узбеистане масштабных реформ по воспитанию здоровых и всесторонне развитых детей младшего дошкольного возраста, созданию для них необходимых условий, укреплению материально-технической базы системы дошкольного образования, увеличению доли негосударственного сектора в сфере, улучшению качества оказания дошкольных образовательных услуг населению, а также организации эффективной системы дошкольного образования, направленной на внедрение эффективных форм и методов в образовательно-воспитательный процесс, открыла новую эру в этой сфере.
В результате реформ в системе на отдаленных территориях вместо старых, требующих ремонта зданий были возведены новые, современные образовательные учреждения.
Созданные благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования стали прочным фундаментом для увеличения доли негосударственного сектора и расширения спектра оказываемых им услуг.
Если проанализировать прошедшие годы, то начиная с 2018 года в результате внедрения системы государственно-частного партнерства на сегодняшний день количество негосударственных дошкольных образовательных организаций достигло 31 342.
Также в целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования, создания во всех регионах равных возможностей для доступа детей к качественным дошкольным образовательным услугам внедрены новые альтернативные формы дошкольного образования.
В частности, в 156 махаллях, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах республики, где невозможно построить дошкольные образовательные учреждения, на базе 72 автобусов налажена деятельность мобильных групп, к группам, организованным на игровых площадках, присоединилось около 9,5 тысяч детей в возрасте 3-6 лет.
Вместе с тем в рамках международных проектов в сотрудничестве с организацией ЮНИСЕФ в Наманганской и Хорезмской областях организованы 20 "Дошкольных образовательных групп (игровых групп) различного возраста," являющихся альтернативными формами дошкольного образования, в которых охвачено 496 детей.
В сотрудничестве со Всемирным банком в рамках проекта "Раннее развитие ребенка" в Наманганской и Самаркандской областях действуют "Центры раннего развития" по трем моделям, которыми охвачено 1 712 детей.
При этом по первой модели (посещение семей с неохваченными детьми в возрасте до 6 лет) охвачено в общей сложности 764 ребенка, по второй модели (игровые группы) - 861 ребенок, по третьей модели (посещение семей с детьми в возрасте от 2 до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья) - 87 детей.
Если обратить внимание на предыдущие годы, то из-за отсутствия или нехватки детских садов в тысячах махаллей республики существовала значительная разница между детьми дошкольного возраста, посещавшими детский сад, и детьми, не посещавшими его, когда они начинали учиться в 1 классе, что создавало трудности не только для детей, но и для учителей.
В целях создания равных возможностей для всех шестилетних детей в регионах республики создано 7 601 бесплатная годичная группа обязательной подготовки к начальному образованию, более 182 тысяч шестилетних детей качественно готовятся к начальному образованию.
Реализация подобных реформ, в свою очередь, способствовала привлечению в сферу квалифицированных педагогических и управленческих кадров, а такж создала возможности для обеспечения занятости около 300 тысяч безработных женщин.
В результате осуществляемых в нашей стране реформ количество всех видов дошкольных образовательных учреждений в республике составило 38 тысяч 233 единицы, показатель охвата детей дошкольным образованием доведен до 75,0 процента, охвата детей в возрасте 6 лет подготовительными группами к школе - до 95,8 процента.
В реализации Стратегии "Узбекистан - 2030" и достижении ее целевых показателей по направлению дошкольного образования определены такие приоритетные задачи, как полный охват детей дошкольным образованием до 2030 года, полный охват детей в возрасте 6 лет подготовительными группами к школе.
В рамках этих приоритетных задач определены меры по полной цифровизации системы дошкольного образования, организации и управлению внедрением в сферу современных информационно-коммуникационных технологий, внедрению в образовательно-воспитательный процесс современных педагогических технологий, новых альтернативных моделей подготовки детей к школе, дальнейшему расширению доли негосударственного сектора, а также реализации мер по строительству новых современных государственных дошкольных образовательных организаций исходя из существующей потребности в махаллях, где отсутствуют дошкольные образовательные организации и имеется низкий показатель охвата, реконструкции существующих в регионах. В результате этих мер будет усовершенствована система дошкольного образования.
Шерзод Мухаммедов,
директор департамента Министерства дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан